БАБУШКИНЫ СТАРИНЫ. СКАЗЫ И СКАЗКИ СЕВЕРНОГО КРАЯ #ВЪДИ #Исторiя #Человъкъ #Образованiе #Народъ #Книгi Слово "сказка" в современном значении установилось недавно. В древней Руси употреблялось другое слово - "басень", "байка". Но и в этом старинном обозначении она предполагала не только рассказ, и не всякий рассказ, а повествование с обязательной установкой на вымысел и назидательность. Александр Сергеевич. Пушкин, опережая время, написал свои сказки, когда до опубликования основного состава народных русских сказок оставалось еще четверть века! Только в 1853-1866 гг. восьмью выпусками вышли в свет "Народные русские сказки" А.Н. Афанасьева, собрание из шестисот произведений. Сказки сразу же стали любимейшей книгой читателя. "Народные русские сказки" открывали целый ряд новых серъезных публикаций сказок. Архангельский Север давно известен как родина больших поэтических талантов, как сокровищница устного творчества русского народа. Широко известно значение Русского Севера в судьбах национальной эпической поэзии, в первую очередь, былин. Архангельский Север выдвинул в ряд известных исполнителей былин Марию Кривополенову, семью Крюковых. Самобытное исполнительское искусство северных сказителей раскрывало целый мир народных образов. Литературные памятники Русского Севера настолько самобытны, так ярко отражают характер, быт и труд северян, что вызвали к жизни произведения профессионального творчества. Именно северная сказка и сказ напитали своими истоками творчество целого ряда оригинальных писателей. Русский Север также достойно провел эту работу, хотя сборники сказок вышли несколько позднее многих: на рубеже веков так как фольклористы заняты были еще собиранием и изданием северных былин. И. А. Разумова отмечает в своей статье "Из истории собирания и публикации сказок Русского Севера" ("Архангельские сказки", г.Архангельск, 2002г., с.228), что "1910 - 1920-е годы, без сомнения, являются "сказочным" периодом в истории фольклорно-этнографической науки. . Больше всего сказок было собрано в Архангельской губернии, а затем - в Олонецкой, Новгородской (Белозерский край, записи братьев Соколовых), Вологодской. Русский Север вызывал наибольший интерес у этнографов и фольклористов. Здесь сложились устойчивые традиции изучения народного быта и культуры во многом благодаря усилиям ссыльных интеллигентов, а также местных краеведов. Северные сказки В 1910 году выходят в свет "Северные сказки" Н.Е. Ончукова, в 1915 году опубликован сборник "Сказки и песни Белозерского края" братьев Соколовых. Учитывая высокий к тому времени уровень собирательской работы, составители этих сборников дали богатый комментарий к каждому тексту, богатые сведения о сказочниках, об условиях бытования сказок на Севере. В выводах Н. Е. Ончукова и братьев Соколовых настойчиво проводится мысль о том, что северная сказка на рубеже веков жила полной жизнью, была тесно связана с характером крестьянских работ. Сказочник всегда был желанным членом трудового коллектива, артели рыбаков, лесорубов, сказка часто звучала у мельницы, на току. Ученые свидетельствовали о большом социальном значении сказки и волшебной и бытовой. Северные сказки В 30-е годы, и в послевоенные десятилетия экспедиционная работа продолжалась, появлялись новые сборники. Это сборники О.Э. Озаровской "Пятиречье" (1931г.), И.В. Карнауховой "Сказки и предания северного края" (1934г.), Н.И. Рождественской "Сказы и сказки Белозерья и Пинежья" (1941г.), в последние 50 послевоенных лет отметим сборники Г.Я. Симиной "Пинежские сказки" (1975г.), небольшой раздел сказок в сборнике "Народное творчество Северной Двины" - составители В.В. Митрофанова и Л.В. Федорова, и совсем недавний сборник "Архангельские сказки", подготовленный в 2002 году Н.В. Дранниковой. Из всех последних публикаций северных сказок бесспорную ценность представляют "Пинежские сказки" Г.Я.Симиной (С-З кн.изд-во, 1975г.). Это образец издания вновь записанных фольклорных текстов: безупречный вкус в отборе материала, максимум труда, вложенного во вступительную статью, просьба автора не раскрашивать ее книгу, дабы не делать ничего отвлекающего от самих текстов, скромность автора. Пятьдесят текстов сказок расположены по исполнителям, почти все традиционные, волшебно-фантастические, да еще и продублированные микрофонной записью, отразившей диалект. Еще, Г.Я. Симина дала себе большой труд сравнить свои записи сказок с записями, произведенными ранее в тех же местах, тех же сказок (Н.И. Рождественская, И.В.К арнаухова, О.Э. Озаровская). Составители этих сборников приходят к заключению о том, что на Севере, как и повсюду, сказка постепенно сужает сферу своего бытования, становится в основном предметом забавы для детей и не пользуется вниманием взрослых. Функция сказки, следовательно, меняется, становясь по преимуществу воспитательной. И все же публикации самых последних лет свидетельствуют о том, что традиционная сказка в различных районах области и сегодня не является редкостью. В нашем "сказочном" краю ежегодно работают самые разнообразные экспедиции. Среди них есть и руководимые крупными учеными-сказковедами. Безусловно, накопилось множество интереснейших вариантов, много того, что сами собиратели считают удачей, редкостью, изюминкой. Ученые давно отметили, что Русский Север дал свой, северные, варианты общерусской сказки. И они настолько самобытны, так ярко отражают краски Севера, характер, быт и труд северян, что вызвали к жизни (как и былины) произведения профессионального творчества. Именно северная сказка и сказ напитали своими истоками творчество целого ряда оригинальных писателей, среди которых такие первоклассные художники, как М. Пришвин, Б. Шергин, С. Писахов. ===================================================== Если интересно 👉🏻подписаться.